Боевые операции



Воздушно-десантная операция

Когда ввод войск в Афганистан стал очевидным, то потребовалось применить 103-ю воздушно-десантную дивизию, находившуюся в европейской части СССР за несколько тыс. км от границы Афганистана (пункт постоянной дислокации – г. Витебск, командир соединения - генерал-майор Рябченко И. Ф.).

В середине декабря 1979 г. 103-я воздушно-десантная дивизия была поднята по боевой тревоге и с полным боекомплектом и запасами выведена в исходный район, а затем к аэродромам взлета частей ВТА. Штабы ВДВ и ВТА к этому времени уже спланировали переброску дивизии из Белоруссии и десантирование ее в Афганистан на аэродромы Кабул и Баграм.

Для этих целей был задействован почти весь самолетный парк ВТА. Предусматривались промежуточная дозаправка самолетов на аэродромах Поволжья, Южного Урала и Казахстана. Там же предполагалось покормить горячей пищей десантников.

Вся подготовка к переброске и десантированию войск проходила скрытно под видом проведения тактических учений с практическим десантированием. Начиналась она приведением частей в повышенную боевую готовность.

Десантирование (кроме подразделений, предназначенных для захвата аэродромов с целью обеспечения высадки главных сил десанта) планировалось осуществить посадочным способом.

Поскольку аэродромы исходного района находились на значительном удалении от мест дислокации частей дивизии, выдвижение войск к аэродромам осуществлялось комбинированным способом: на ближайшие аэродромы - своим ходом и железнодорожным транспортом, на самые отдаленные – самолетами ВТА.

Для обеспечения скрытности боевая задача частям и подразделениям ставилась предварительная и только на десантирование (без раскрытия районов и аэродромов высадки). Личный состав получил задачу готовиться к десантированию и вступления в бой сразу после высадки.

Части и подразделения десанта несколько суток находились на аэродромах исходного района. Вооружение и техника были загружены в самолеты. На некоторых аэродромах они сосредоточивались в полевых парках, сгруппированные по самолетным группам. Старший каждой группы знал номер самолета, место стоянки и фамилию командира экипажа. Это впоследствии обеспечило быструю погрузку и посадку.

Личный состав был экипирован по-зимнему. Кроме валенок, каждый десантник имел сапоги, которые одевались в зависимости от погоды. Боевое снаряжение включало личное оружие, укомплектованный рюкзак и другое необходимое имущество.

Техническое и тыловое обеспечение десанта в исходном районе осуществлялось силами и средствами аэродромно-технических частей ВВС. Это способствовало сохранению запасов материальных средств частей 103-й ВДД. Для поддержания боеготовности БМД и автотранспорта в условиях низких температур аккумуляторные батареи периодически подзаряжались. В самолетах, загруженных боевой техникой, при нахождении их на стоянках, поддерживался надлежащий температурный режим. Эскадрильи и полки ВТА, десантирующие передовые отряды десанта для захвата аэродромов, могли взлететь через 40-50 минут после получения приказа.

Десантирование 103-й гвардейской ВДД осуществлялось посадочным способом.

Условия посадки и взлета близко расположенных аэродромов Кабул и Баграм определили необходимость осуществлять десантирование группами по 6-12 самолетов с расчетом не более часа на их посадку, разгрузку и взлет группы. На разгрузку одного самолета затрачивалось от 15 до 30 минут.

После посадки командиры частей получили непосредственно на аэродроме крупномасштабный план города и карты с нанесенными военными объектами, боевой задачей и краткой пояснительной запиской. Эти документы были заранее подготовлены оперативной группой ВДВ.

При выполнении боевых задач главная ответственность возлагалась на парашютно-десантные полки. Ими в декабре 1979 г. в 103-й гв. ВДД командовали: 317-м ПДП – подполковник Батюков Н. В., 350-м ПДП – подполковник Шпак Г. И., 357-м ПДП – подполковник Литовчик К. Г., 345-м ОПДП командовал подполковник Сердюков Н. И.

Для перевозки личного состава и боевой техники 103-й ВДД было совершено 343 самолета-рейса (в том числе 66 рейсов Ан-22, 76 рейсов Ил-76, 200 рейсов Ан-12). Всего на высадку частей и подразделений ВДВ на два аэродрома затрачено 47 часов (посадка первого самолета в Кабуле в 16.15 25 декабря, последнего - в 14.30 27 декабря 1979 г.).

Самолеты приземлялись днем и ночью в среднем каждые 15 минут. За это время в Кабул и Баграм доставлено 7 тыс. 700 чел. личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны различных грузов.

К сожалению, при переброске десантных подразделений в Кабуле 25 декабря 1979 г. в 19.33 (московского времени) разбился самолет Ил-76 с личным составом и техникой. Экипаж в составе 7 человек (командир капитан Головчин В.В.) и 37 десантников 350 ПДП погибли. Причина катастрофы – ошибка в пилотировании, столкновение самолета с горой высотой 4662 м при подлете к аэродрому Кабул (капитан Головчин В.В. садился на известный своей сложностью, особенно в ночное время, аэродром Кабул впервые). Эта катастрофа открыла список наших потерь в Афганистане.

Районы сосредоточения частей и подразделений ВДВ были заранее выбраны и от рекогносцированы офицерами оперативной группы ВДВ во главе с заместителем командующего ВДВ генерал-лейтенантом Н. Н. Гуськовым, которые прибыли в Кабул 23 декабря 1979 г.

С утра 25 декабря 1979 г. советские военные советники и специалисты, работавшие в войсках ПВО Афганистана, с целью исключения возможных враждебных акций со стороны афганских военнослужащих во время высадки частей ВДВ установили контроль над всеми зенитными средствами и местами хранения боеприпасов. Некоторые зенитные установки были ими временно выведены из строя (сняты прицелы, замки и т.п.).

Во время выхода и высадки наших войск в назначенные им пункты иногда возникали сложности. Так, с наступлением темноты на аэродроме Баграм внезапно выключилась светотехническая система обеспечения посадки. В это время самолеты с десантом уже были на подходе. Выяснилось, что систему выключили по приказу начальника авиационного гарнизона, который решил воспрепятствовать прибытию войск. Лишь решительные действия генерал-лейтенанта Н. Н. Гуськова сняли напряжение, исключили тяжелые последствия и обеспечили выполнение задачи.

После высадки подразделения 103-й ВДД вышли к важным административным и другим объектам (ЦК НДПА, здания Министерства обороны, МВД, службы безопасности, Минсвязи, казармы некоторых частей) и усилили их охрану. Фактически над этими объектами был установлен контроль советских войск. В некоторых местах офицеры - противники X. Амина, не зная, для чего пришли советские войска, пытались оказать им сопротивление, но были сравнительно быстро разоружены.

К новому 1980 г. размещение полков 103-й ВДД в Афганистане было завершено.

317-й гв. ПДП дислоцировался в центре Кабула (на дворцовой территории Делькуша), батальон этого же полка выделялся на охрану резиденции Бабрака Кармаля.

357-й гв. ПДП расположился в крепости Бала Хисар.

350-й гв. ПДП остался в палатках на окраине аэродрома рядом со штабом дивизии. Там же расположились артполк и специальные части дивизии. Немногие капитальные постройки, доставшиеся десантникам, были в ужасном состоянии. Разоренные и загаженные, они требовали большого труда и затрат материалов, чтобы их приспособить под жилье. К тому же они не имели отопления.

В целом в декабре 1979 г. была проведена беспримерная по размаху и организации аэромобильная операция по переброске войск с одного на другой ТВД на дальность около 4,5 тыс. километров. С этой операцией сопоставима, да и то лишь частично, переброска в течение одной ночи августа 1968 г. двух воздушно-десантных дивизий в Прагу и Брно при вводе объединенных вооруженных сил Варшавского Договора в Чехословакию. Как оказалось впоследствии, это была последняя воздушно-десантная операция Советской армии.

Евгений Григорьевич Никитенко, генерал-майор.